Как найти общий язык с копирайтером

Быть специалистом по продвижению – это кропотливый и нелегкий труд. Нужно постоянно угождать Гуглу и Яндексу, работать в многозадачном режиме, быть в курсе тенденций рынка и находить ответы на все вопросы клиентов. А чего только стоит одна работа с копирайтерами?! Прежде чем заказать сео-тексты, необходимо изучить десятки предложений авторов, посмотреть примеры работ, провести переговоры и уточнить все детали сотрудничества.

Часто случается, что полученные тексты не соответствуют ожиданиям. Почему такое происходит и как этого избежать? Попробуем разобраться в этой статье с помощью примеров и разъяснений.


Планируете развить у вашего копирайтера телепатические способности? Не читайте дальше эту статью 

И копирайтер, и дизайнер, и сео-специалист знают, что простое и понятное техническое задание (далее тз) – залог взаимопонимания и эффективной работы. Хотите получить от автора качественный и грамотно оптимизированный текст? Потратьте немного больше времени, уделите внимание составлению подробного тз

Всегда ли краткость сестра  таланта?

Мой 8-летний опыт работы с текстами показывает, что далеко не всегда. Допустима ли форма задания, в которой указаны только тема текста и перечень ключевых слов? Многие сео-оптимизаторы грешат именно такой формой выдачи задания. Каким будет результат – зависит от того, как копирайтер истолкует написанное.  Нужны ли вам такие риски? Уверена, что нет. Исключениями из правил являются случаи, когда исполнитель работает с вами не впервые, регулярно получает однотипные задания и знает все требования наизусть. Подробное тз можно также не составлять, если качество контента не имеет принципиального значения. Бывают такие проекты, когда текстов нужно много и требования к нему минимальны.


3 причины качественно составить тз

  • Постановка целей. Емко и доступно сформулированное задание поможет получить более качественный текст.
  • Контроль результата. Четко обозначенные требования помогут вам проверить соответствие полученного текста поставленной вами задаче. 
  • Экономия времени. Грамотно составленное тз можно использовать как шаблон для разных заданий, изменяя только вводные данные.


Что обязательно должно быть в техническом задании

Ответы на вопросы: что, кто, как Эта информация обязательно должна быть в тз и желательно в его первом абзаце. 

  • «Что» - обозначает вид текста, а именно: сео-текст для главной страницы или раздела сайта, описание для карточки товара, сео-оптимизированная аналитическая статья и пр.
  • «Кто» -  для кого предназначен текст (мужчины/женщины/дети)? Какая его целевая аудитория? Какой возраст, род деятельности и интересов, а также достаток вашего читателя? Например, в маркетинге зоотоваров ориентируются не на конечного потребителя продукта, а на того, кто делает покупку. К сожалению, домашние любимцы не имеют карманных денег и не покупают себе еду сами.
  • «Как» - отображает цель будущего текста и формат его подачи, а также указывает на стиль изложения. Рекламная или аналитическая сео-статья будут иметь и разное смысловое наполнение, и подачу.

Ссылка. Обязательно укажите ссылку, если таковая имеется, на страницу, где будет размещен будущий текст (статья для блога, текст на главную и др). Это поможет копирайтеру правильно подобрать направление текста и его стиль.

Ключевые слова и все, что с ними связано.  Составляя тз на сео тексты, не забудьте указать количество прямых и непрямых вхождений, желаемую плотность ключевых слов, а также ваши пожелания относительно их расположения в тексте.

Количество символов. Чаще всего в заданиях встречается строгая регламентация количества символов, например, 2000. Однако бывает и такое, что в 2000 символах тему раскрыть не удается. Лучше указать количественные рамки от и до, например 2000-3000 символов.

План. Желательный, но совсем не обязательный элемент.  С помощью него можно направить автора в нужное русло и быть уверенным, что продающий текст о пылесосах будет написан строго по теме, без исторических справок со времен средневековья и прочих лирических отступлений.

Уникальность. Представьте ситуацию: вы заказали тексты, а когда проверили их уникальность – остались недовольны. А все потому, что «измеряли» ее не тем сервисом, которым пользовался ваш копирайтер. Чтобы избежать подобного недоразумения, укажите в задании, с помощью какой программы будет выполняться проверка и обязательно укажите минимально допустимый % уникальности. Например: проверка по Адвего, от 95%.

Дедлайн. Сроки на выполнение работы обязательный пункт в любом техническом задании. Лучше всего указать их в теме письма, в котором вы отправляете тз, а для надежности продублировать в шапке самого файла с заданием.

Форматирование. Хотите получить текст, в который нужно вносить минимум правок? Оговаривайте с исполнителем его форматирование заранее. Например, если вам нужен текст в формате  блокнота Wordpad или строго шрифт Times New Roman 12 размера с заголовками 14 – укажите это. Можно высказать пожелания также и к длине предложений и абзацев.


Чего не должно быть в тз

Противоречий. Когда пункты задания противоречат друг другу или являются взаимоисключающими. Например, клиент просит написать текст для главной страницы кратко на 1000 символов, и вписать в него 9 ключевых запросов (на них уйдет 250 символов, в % соотношении к требуемому объему статьи это примерно 25%). При этом в задании требуется полностью раскрыть преимущества компании, описать ее историю, рассказать о сотрудниках и предоставляемых услугах, и все это вместе с ключами должно поместиться в 1000 символов. Если следовать всем этим нелогичным требованиям, то в результате у копирайтера ничего не получится.

Некорректных, двусмысленных формулировок. Вот некоторые выдержки из подобных тз: «Сделайте так, чтобы мне понравилось», «стиль текста должен быть веселый и яркий, можно использовать матюки, например, как у Артемия Лебедева…»-?!,  «напишите так, чтобы чувствовалась роскошь» и т.д. 

Отсутствия структуры. Постарайтесь изложить все в логичной последовательности от важного к неважному, избегайте повторений и отступлений от темы. Хорошо, если пункты задания будут пронумерованы, ключевые слова поданы в таблице, а документ разбит на абзацы.

 

P.S

Техническое задание – это ваша визитная карточка. Пока вы выбираете копирайтера, в это время и он принимает решение работать с вами или нет. Каждый из нас не раз сталкивался со сложными и неудобными для работы клиентами, когда проще, дешевле и логичнее отказаться от сотрудничества. Ваше качественное и логичное тз – это веский аргумент для копирайтера работать именно с вами. Пренебрегая простыми правилами составления тз, можно легко  разминуться с хорошим специалистом.